«Сивки-бурки», такси и джипы

И вот уже год, как мы с моим малышом «Polo» бороздим стамбульские дороги и, как мне кажется уже можем поделиться некоторым своим опытом и наблюдениями о том, как здесь, собственно, водят и ездят.
Сразу оговорюсь, что по автобанам и большим шоссе мы почти не ездим, пока нет необходимости, а вот по улицам, небольшим улицам, маленьким улицам, улочкам — мотаемся каждый день и четко усвоили несколько правил:

Правило 1: «Водитель! Если перед тобой долмуш — объезжай его! Не можешь объехать — будь готов ко всему!»
Справка: «долмуши» — маленькие автобусы, вроде московских маршруток. Выпускают и впускают пассажиров по требованию.
О! Как они это делают! Стоит человеку на улице решить, что он хочет прокатиться на долмуше и небрежно взмахнуть рукой, и долмуш, как сказочный «сивка-бурка, вещая каурка» останавливается «передо мной, как лист перед травой». В буквальном смысле слова. Не утруждая себя такими пустяками как сигнал правым поворотником или аварийкой. Вот просто ехал-ехал и встал как вкопанный. А кто там сзади едет — не его забота. Хорошо еще, что долмуши маленькие и достаточно потрепанные жизнью, поэтому большой скорости не развивают. И объехать их, чаще всего, не сложно.
Правило 2: «Водитель! Таксист всегда прав и вообще все знает, а ты лох на дороге!»
Такси проще сразу пропустить и вздохнуть с облегчением. Ибо, как писал Окудажава «…проворней истамбульского таксиста нету в мире никого». Святая правда! Проворнее и наглее. Но не могу не заметить, что водят они действительно профессионально, и, если не вступать с ними в спор — кто главнее, то всем будет хорошо.
Правило 3: «Водитель! Джип — это страшная вещь! Женщина за рулем джипа — это страшно вдвойне!»
Справка — машина в Турции вещь еще более статусная, чем в России. На машины с объемом двигателя больше 2л существует государственный налог 130% (впечатляет, правда?), то есть стоимость машины увеличивается больше чем вдвое, как только эта самая машина заезжает на территорию Турции. Есть еще ежегодный (!) налог порядка 3000-3500 долларов. Плюс стоимость бензина — около 4.5 долларов за литр.
Поэтому наличие джипа — говорит о многом. А уж если за рулем джипа женщина — то это абсолютно точно high class и на дороге она ведет себя как королева, султанша и великая княгиня вместе взятые. Чем весьма раздражает.
Правило 4: «Водитель-иностранец! Помни, что мигать поворотником турецкий водитель считает ниже своего достоинства».
Без комментариев. Не мигают.

Разницу водительских менталитетов в России и Турции замечательно сформулировал мой знакомый, имеющий опыт вождения в обеих странах: «В России очень много правил дорожного движения. Водитель, старающийся более-менее соблюдать правила, ждет от других водителей того же, поэтому нарушения ведут к большому количеству аварий. В Турции правил гораздо меньше и их практически не соблюдают, и не ждут этого от других. За рулем все внимательны, собраны и не расслабляются. Поэтому и аварий гораздо меньше».



Комментарии

«Сивки-бурки», такси и джипы — 1 комментарий

Добавить комментарий для Olga Voronaya Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *