По следам Индианы

Я, конечно, не Индиана Джонс. Но вот после этой поездки такое родство с ним почувствовала…

Еще когда планировала путешествие по Латинской Америке, наткнулась глазом в сети на многочисленные упоминания затерянной в тропических лесах крепости Куелап. Буйное воображение немедленно нарисовало сцены из «Романа с камнем» и приключений Индианы Джонса. И сразу как-то стало понятно, что не смогу противостоять ни воображению, ни встроенному авантюризму, и, хоть тушкой, хоть чучелком, в крепость попасть придется.

Однако флюиды моего воображения сказались, видимо, и на реальности — приключений в этой поездке мы огребли по самое «не балуйся».

Для начала немного о самой крепости.
Куелап называют «Мачу Пикчу» северного Перу. Однако редкий путешественник добирается до нее. Сам городок, Чачапояс, лежит в стороне от стандартных туристических троп. К тому же буквально до недавнего времени добраться до крепости можно было только пешком, и лишь недавно выстроили дорогу.

Куелап, крепость цивилизации Чачапойя, была построена примерно в 10 веке, задолго до пришествия Инков.
Построенная индейцами цивилизации Чачапойя высоко на скалистой горе, спрятанная среди тропических лесов, крепость была практически неприступной. Инкам потребовалось около 20 лет, чтобы таки захватить Куелап!

Куелап обнаружили в 1843 году, почти за век до Мачу Пикчу. Но силы природы и PR направили толпы туристов в Мачу Пикчу, оставив Куелап гордо возвышаться на скале в одиночестве, изредка нарушаемом только самыми любопытными путешественниками.

Вот и мы не смогли пройти мимо.

Если честно, я повела себя не самым индиано-джонсовским образом и нашла тур — минибус с гидом должны были довезти нас прямо до крепости, без всяких треккингов и пеших многочасовых переходов. Но косяки начались буквально сразу по выезду из Чачапояса.

Надо сказать, что мы ехали в Амазонас в сезон дождей. Плохой выбор, но другого у нас не было. И без того плохонькие дороги размываются дождями и разлившимися горными речками, иногда начисто закрывая автомобильный доступ из пункта А в Б.

Первой нам дорогу преградила разлившаяся река.
Вода залила метров 100 дороги. С обоих концов разлива толпились машины и их пассажиры. Некоторые, поснимав обувь и штаны, переходили ногами почти по пояс в воде.

Часть водителей чесала озадаченно репы, другая часть деловито шебуршала чего-то под капотами своих машин.

Наша группа вывалилась из минивена. Одна женщина грустно призналась, что вчера они уже пытались доехать до Куелапа, но смогли доехать только до сюда. Дальше их водитель не повез.

Апач недовольно бурчал. Я ощутила в себе ростки желания раздеться, перейти разлив вброд и на хоть на попутках, но добраться таки до заветной крепости.

Пока я ходила у кромки воды и примерялась, наш водитель заворачивал в целлофан отдельные механизмы под капотом, явно намереваясь штурмовать реку. Я временно перестала думать о броде и стала думать о том, что будет, если мы таки застрянем где-нибудь на середине разлива.

К тому времени с той стороны разлива начали появляться первые смельчаки на камионетах и джипах. Машины ехали, местами проваливаясь в воду чуть не по стекла.
(фото кликабельны)

Поехали и мы. Группа затаила дыхание. Вода периодически заливала стекла. Но мы это сделали, слава водителю и минивену! Тетку я поздравила с переходом на второй уровень квеста.

Второе препятствие нарисовалось уже на подъездах к Куелапу. Вполне ожиданный в данное время года оползень завалил дорогу начисто. Наш бравый минивен все же не был трактором — шансов преодолеть завал и подъехать к крепости не было.

Сколько осталось идти? спросили мы. Примерно час — бодро ответил гид.

И тут в дело вступает латиноамериканский менталитет — шли мы в итоге 2 с лишним часа.
Шли по грунтовой автомобильной дороге, лезли по каменной тропинке и скользили по глиняной, потом опять по нормальной широкой дороге.

В какой то момент из туманного леса к тропе вышел совершенно инфернального вида кабан. Почесал ухо об дерево, проводил нас мрачным взглядом. Добавил сюрреалистических впечатлений мозгу, уже и так не очень работающему от непривычных физических нагрузок.

Наконец мы пришли на парковку под крепостью. От нее еще предстояло подняться ко входу в нее по той самой тропке, проложенной еще древними ее жителями. Куелап маячил в тумане где-то очень далеко вверху. Но после пройденного пути он казался настолько соблазнительно близким, что сил повернуть назад не было. Впрочем как и сил преодолеть последний подъем.

Тут авантюризм во мне уперся как баран и все таки поволок меня дальше, вверх, к крепости.

Я забыла всю усталость пройденного пути и ужас перед предстоящей обратной дорогой, когда я подошла уже практически вплотную к ней и увидела огромные каменные стены, которые выдвигались откуда-то из облаков над обрывом скалы, возвышались перед моими глазами, уходили в сторону и пропадали где-то далеко в буйной растительности.

Сразу стало понятно почему Куелап считалась неприступной и почему инки потратили столько лет на ее осаду.

Индейцы Чачапойя удачно использовали, что называется, естественный рельеф местности, построив город на самой вершине горы.
Одной стороной он лепился к совершенно отвесному обрыву, давая абсолютно нулевые возможности для входа. Горожане же, напротив, активно использовали эту сторону в качестве «выхода», скидывая в пропасть пленников, провинившихся и прочих «несогласных».

С другой стороны горы проделали две узкие прорехи с лестницами для входа, и укрепили склон толстым слоем камней.

Таким образом получилось, что единственно возможный подход к крепости с более пологой стороны преграждали 20-метровые стены. А проход в город представлял собой узкую, на одного человека, щель в стене с крутым вертикальным подъемом.

(один из входов в крепость — как он выглядит снаружи)

(и тот же вход — вид изнутри. по сути, вертикальная узкая щель в высокой крепостной стене)

Вся конструкция, в сочетании с воинственностью обитающего в ней племени, предоставляла ничтожные шансы захватить крепость.

Что, в принципе, объясняет почему это было самое долгое и отчаянное сопротивление нашествию Инков!

(вид на крепость с тропы)

(и с обратной точки — с крепостной стены на тропу)

(еще один вход в город — каменная кладка это не кусок дороги или фундамент, а входной проем в стене, узкий и почти отвесный. Деревянный настил и круглая каменная кладка — прямо на вершине стены)

Попав внутрь, я присела на первый попавшийся камень и начала оглядываться. Флешбеками снова проносились известные с детства приключенческие фильмы…

Каменные останки домов, все заросшие какой-то тропической растительностью. Иногда мох и лианы прятали руины практически полностью. Иногда сквозь стволы деревьев проглядывали целые стены. Среди зелени растений и бледной желтизны старых камней нагло краснели многочисленные бромелии.

Местами были видны орнаменты, украшавшие дома когда-то очень давно.

В голове гуляло нереальное ощущение потерянности во времени. Временами казалось, что я нахожусь внутри фильма. Особенно, когда натыкалась взглядом на очередного отставшего туриста сафари-стайл в кустах с фотоаппаратом.

Вокруг горы, облака. Далеко виднелись узкие серпантины дорог.

Было завораживающе страшно смотреть вниз с той стороны крепости, где каменная стена переходит в обрыв скалы и теряется где-то глубоко внизу, в зелени.

Города, машины, вся современность казалась фантастической выдумкой, настолько неуместной, шумной и пустой она выглядела изнутри этого древнего крепостного города.

В крепости жили своей жизнью ламы. Целая стайка. Они занимались своими делами и совершенно не обращали внимания на нас, инородных здесь чужаков.

Часть построек археологи попытались реконструировать. Но как у древних, чисто сложить дом из камней, не получилось — пришлось подпереть досками.

По мне, так бродить по крепости можно было бесконечно. И стало понятно почему некоторые путешественники добровольно и самостоятельно отправляются в многочасовой путь пешком по горам.

Люди мешали. Хотелось побыть там в одиночестве. Чтобы никто не дергал, не звал, не мешал и не рассказывал. Просто ходить между постройками, наедине с крепостью, древними камнями и воображением.

В очередной раз позавидовала таки Индиане Джонсу. Хотя прям совсем как он я бы не смогла 🙂

А прошли мы в итоге почти 20 километров по горной дороге на высоте около 3000 метров — 2 с лишним часа до Куелапа и примерно столько же обратно. Но все равно, я была довольная, как слон 🙂

Просмотреть маршрут, как добраться до Куелап, на карте большего размера
Наш маршрут:

синяя линия — путь, который мы проделали на авто

красная линия — то, что мы прошли пешком, всего около 20 км

карту можно увеличить, чтобы насладиться извивами дороги

Туристу на заметку

1. Как доехать?
До города Чачапояс, откуда стартуют все туры в Куелап, можно доехать двумя путями:
вариант 1. Автобусом из Кахамарки — 280 км, 10-12 часов пути по красивейшей дороге. Компания Movil Tours или Civa.
вариант 2. Автобусом же из Чиклайо — 417 км, 7-8 часов пути, но дорога не представляет из себя ничего интересного.
Можно доехать из Лимы, но как — я не узнавала за ненадобностью.
Туда мы ехали по варианту 1. — и эту дорогу, по красоте и степени щекотания нервов я не забуду никогда! Я уже рассказывала об этом в предыдущем посте. Обратно — по варианту 2, до Чиклайо.

2. Где жить в Чачапоясе?
Городе достаточно много гостиниц и хосталей на любой вкус и кошелек — от 10-15 солей за ночь до 100+.

3. Как добраться до крепости Куелап?
Конечно удобнее всего с туром — отвезут, привезут, накормят, гид все расскажет. Стоят туры около 60 солей. Гиды в основном испаноязычные. Туры с англоязычными гидами дороже.
Можно добраться самим: на местном автобусе до деревни Магдалена (Magdalena) или Нуэво Тинго (Nuevo Tingo), далее пешком. См. карту выше.