«Золотой век» турецкого сериала

 

Телевизионный сериал —  тема для Турции весьма значимая и, я бы даже сказала, животрепещущая.

Для начала немного статистики, чтобы, так сказать, впечатлить читателя:

В программе турецкого ТВ на 1 неделю значится:

36 сериалов (!)

Это я еще при выборке не учитывала повтор старых сериалов, которые идут совсем поздно ночью или рано утром.

Из этих тридцати шести только

2 — международные ситкомы, которые адаптировались, в том числе, и в России (сериал «Один мужчина, одна женщина» — в российском прокате «Саша + Маша», и сериал «Восьмидесятые», который, по-моему в российском прокате так и назывался). Несколько лет назад был сериал «Моя прекрасная няня», который никакого особого ажиотажа не вызвал.

Остальные 34 — сериалы турецкого производства.

15 — любовные драмы\мелодраммы

8 — остросюжетные полицейские, детективные, военные

7 — комедийные

2 — молодежные

2 — исторические

Цифры говорят сами за себя. Любимый жанр — это мелодрама. Если девизом бразильского любовного сериала было:»Богатые тоже плачут», то девиз турецкой мелодрамы — «Плачут буквально все». Богатые и бедные, мужчины и женщины, молодые и старые. Мне кажется, это пример истинной демократии:), а также — отпечаток национального характера. Излишняя, на наш «северный» взгляд, эмоциональность здесь воспринимается как должное.

Признаюсь, что, поначалу, количество плачущих, особенно мужчин, на единицу эфирного времени меня немного смущало. Но, поразмыслив, я пришла к выводу, что это происходит от зашоренности и привычки к определенной кинематографической эстетике: мужчина должен быть сдержанным и непоколебимым и, только в самом крайнем случае, может уронить скупую мужскую слезу. Почему собственно? Почему и в кино, и в жизни в нашей стране есть установка: «мужчины не плачут»? Вот не знаю. Сейчас, после двух с половиной лет проживания в Турции, мои эстетические установки сильно пошатнулись, и мне кажется совершенно нормальным, что мужчина может плакать от горя или от радости (но, конечно, не пускать слезу над рекламой с миленькими щеночками:) ).

Сюжеты мелодрам, в основном, крутятся вокруг каких-нибудь семейных проблем. При этом очень популярен персонаж — злобная свекровь (или потенциальная свекровь) в инвалидной коляске, которая ну ни в какую не хочет личного счастья своего сына с любимой девушкой, и строит всяческие каверзы разной степени жестокости. В одном сериале такая милая дама посадила связанную девушку на лошадь, надела девушке на шею петлю, привязанную к крылу мельницы, а в нескольких метрах от лошади поставила ведро с водой. Мне кажется, прямо-таки изощренный садизм. Конечно, мельница стояла в совершенно безлюдном месте, и, конечно, лошадка захотела пить и пошла, и девушка едва не повисла на мельничном крыле. Но, по закону жанра прискакал ее герой и перебил выстрелом проклятую веревку. Также очень популярна тема с перепутанными, украденными или отданными на усыновления детьми (ну это как везде).

В остросюжетных сериалах за последние несколько лет появилось ощутимо больше детективов. Мне как-то и раньше казалось, что детективы — это не самый любимый турками жанр. Видимо, он медленно набирает обороты.

Из так называемых «экшенов» не могу не рассказать о самом «долгоиграющем» сериале в Турции.

 «Kurtlar vadisi» — «Волчья долина», который идет уже 10-й (!) год.

 

 

 

 

Насколько я знаю, это абсолютный рекорд для турецкого сериала по продолжительности жизни в эфире.

Самое интересное, что это совершенно мужской сериал, с политической подоплекой, мафией, масонами (до кучи, чтобы таинственности подбавить). Главный герой — бывший сотрудник спецслужб, которому ради особо важного задания пришлось имитировать свою гибель, изменить внешность и имя. Спустя какое-то время в спецслужбах он сильно разочаровался и начал бороться с мафией самостоятельно. И борется уже почти десять лет. На территории Турции, Ирака, Израиля, Сирии, России и т.д. За это время у него поубивали кучу любовниц и пару жен. И вот, буквально на прошлой неделе, вроде как убили его самого. Поклонники сериала замерли в ужасе (на самом же деле актер, бессменно играющий главного героя, женился, о чем сообщалось по всем ведущим телеканалам, и отправился на медовый месяц). Каким образом он воскреснет, как говорится, смотрите в следующих сериях :).

Про комедийные сериалы многого рассказать не могу, поскольку почти совсем их не понимаю. Знаю только, что есть сериалы разного комедийного уровня. От ситкомов со смехом за кадром, до каких-то полумистических и пародийных.

Два молодежных сериала повествуют о непростой жизни турецких старших школьников ( ничего общего с сериалом «Школа», конечно!). Один из сериалов — «Pis edili» («Паршивая семерка») я даже посматриваю, потому что действие происходит в той же школе, где учится моя дочка. Правда названия школы в фильме нет, но форма у нас очень узнаваемая.

И, так сказать, под занавес : сериалы исторические

«Muhtesem yuzyil» («Великолепный век», в российском прокате он так и называется).

 

 

 

 

 

Этот сериал побил сразу три рекорда: по бюджету съемок (самый дорогой сериал за всю историю турецкого кинематографа — по данным Википедии), по количеству стран, купивших права на прокат — 49 (по данным Википедии же), и по количеству критики, если не сказать — ругани, которая обрушилась на него в Турции. Создателей сериала обвиняли в том, что кино не имеет ничего общего с исторической правдой, что никогда в султанском дворце дамы не ходили в таких откровенных нарядах, и так далее и тому подобное. Авторы пытались оправдаться, что это все же не исторические хроники, а художественное произведение, но их не особо слушали.

Один из комедийных сериалов — «Harem»(Гарем), создан как пародия на сериал «Великолепный век», и он действительно смешной.

Премьер-министр Турции, Реджеп Таип Эрдоган выступил с критикой сериала, обвинив создателей в том, что они перевирают историю и, искажая образ султана Сулеймана, правившего в начале 16 века, создают превратное впечатление у молодежи.

Так что я еще поскромничала, сказав, что сериалы для Турции тема животрепещущая, она — прямо-таки национального и общекультурного масштаба.

 

 

 

 

 



Комментарии

«Золотой век» турецкого сериала — 8 комментариев

  1. Приветствую вас Елена. Замечательная тема. Не живя и не будучи туристом в Стамбуле, я уже 2-й год смотрю пару турецких сериалов! Я тоже обратила внимание на количество плащущих мужчин, однако меня это не резануло. Видно я начила смотреть турецкие сериалы после 8-й отлучки от россии и многие стереотипы стерлись сами по себе:). Во Франции и Италии расчувствующийся мужчина это тоже не дефолт. Мои любимые сериалы: Великолепный Век (яркий, красиво снять, потрясающая игра талантливых актеров, умные и философские высказывания…здорово!) и безусловно Запретная любовь (это сам ОГОНЬ, страстный, красивый, опять таки же потрясающая игра актеров, ты живешь с ними, они реально играют по Станиславскому). Актерская пара Берен Саат и Киванч…молодые, талантливые актеры. Берен неординарная и яркая актриса. Киванч — зараза, влюбиться можно….сексапильный. Так что когда я все таки доберусь до своего заочно любимого Стамбула, я поброжу по уже намечанным тенистым улочкам…

    • Ну, приветствую вас, Оксана…хотя непонятно чтой-то ты ко мне на «вы». Про «Запретную любовь», честно говоря, ни сном ни духом, даже полезла погуглила у турков, что за сериал, он тут шел в 2009 году, оказывается. Берен Саат свидела недавно в каком-то другом сериале. Если интересно, могу посмотреть повнимательней и запомнить название. Киванча вообще первый раз вижу 🙂

  2. это я для разнообразия речевых оборотов. мне нравится:)
    Берен получила титул лучшей актрисы Турции после этого фильма. посмотри, если будет время. он смотрится быстро, так как очень динамично снят:) А великолепный век смотрела или как?

  3. ну если для разнообразия, то пожалуйста, а то я долго тупила в твой емейл и думала: ты это или не ты :))) Запретную любовь гляну, если найду в инете. Великолепный век видела какие-то отрывки, но что-то он меня не привлек.

  4. А мне вот интересно, как называется фильм, отрывок которого представлен в интернете под названием «Турецкий боевик» ? 😀 )))))))) на ютубе можно легко найти по запросу: турецкий боевик

    Почему-то думаю, что это вообще не турецкое «кино», а кто-то просто решил приколоться.

    • Ну, это, конечно, стебалово какое-то. Хотя неплохо стилизовано под старые турецкие фильмы 🙂

Добавить комментарий для Elena Astapchenko-Ozdemir Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *