В Эквадоре есть две проблемы — автобусы и поху… пофигизм. Это практически, как в России дороги и дураки. Разница только в пейзажах за окном.
Для начала пара слов о том, как вообще можно передвигаться по Эквадору. Это можно делать тремя способами — на машине, на самолете и на автобусе. Машина — понятно, сел, поехал куда хочешь, главное, чтобы машина смогла проехать там, куда тебя поволокла нелегкая. Самолет тоже понятно — сел, полетел, куда захотел и где есть аэропорт. Дальше интереснее… если нет машины, или там, куда ты собираешься, нет аэропорта, или нет денег на самолет, тогда твой выбор — это передвижное средство типа автобус. С одной стороны это средство прекрасно всем знакомо, с другой — здесь оно расцвечено прекрасным, ярким, неповторимым латиноамериканским характером.
Веселуха начинается еще на вокзале. Автобусы чинно стоят рядами, а рядом с ними мечутся специально обученные люди, которые выкрикивают конечный пункт «своего» автобуса, стараясь при этом перекричать соседа. Видимо в надежде, что люди передумают и поедут, скажем, вместо побережья в джунгли. Одновременно на вокзале мечутся пассажиры с тюками, которые стараются распознать нужный им автобус и успеть в него запрыгнуть. Водители автобусов сидят в кабинах и подгазовывают, типа автобус уже уходит. Однако скорее всего автобус отчалит сильно позже расписания.
На автобусе тут можно доехать откуда угодно, куда угодно. До любой глухой деревни. С разной степенью комфорта. С разным уровнем развлекательности путешествия.
Между большими городами курсируют большие красивые автобусы. В них есть туалеты и показывают кино. Пока мы ехали 8 часов от Кито до Порто Вьехо посмотрели все 6 частей «Перевозчика». Один раз, уже не помню куда и откуда мы ехали, кино показывали … на русском!!! Причем мы поначалу подумали, что у нас уже «белочка», а народ в автобусе никакого внимания на это не обратил — картинка мельтешит, остальное не важно…
Между маленькими деревнями шныряют веселые старички от автобусо-строения с дырками в полу, связками кур не только в багаже, но и с пассажирами, и залихватским латиноамериканским шансоном адовой громкости. На подножке такого автобуса обычно висит водительский помогай, который громко орет людям на улице пункт назначения автобуса. Эти вопли, плюс музыка, плюс куры, плюс общий гомон составляют совершенно чУдную какофонию, вынести которую можно только если вы обладаете стальными нервами или владеете йогической практикой уходить в нирвану.
Но, если вы думаете, что это все — сели, ушли в нирвану и едете, то вы сильно ошибаетесь. В этот момент начинается «развлекательная программа».
На ближайшей остановке в автобус ввалится толпа людей, продающих всякую всячину — конфеты-орешки, курицу с рисом, пирожки с юккой, диски с реггетоном, книжки с мудростью жизненной, ручки с пятью чернилами и так далее и тому подобное. Каждый из «коробейников» старается, как обычно, продать свой товар, перекричав другого продавца. Шум и толкотню они производят невообразимую. Если вам не повезло и вы едете не на экспрессе, который останавливается максимум один раз, то эти товарищи будут вваливаться толпой в автобус на каждой остановке, а это минимум раз в час, а то и чаще.
Некоторые, особо «продвинутые» еще устраивают и торжественную презентацию своих товаров, которая больше смахивает на помесь плохого корпоратива с пионер-лагерным утренником.
А еще, как часть «развлекательной» программы, вам могут прочитать проповедь или реп.
Отдельного абзаца заслуживает манера езды эквадорских автобусов.
Иногда мне кажется, что все водители эквадора в детстве мечтали стать пилотами формулы один, и за рулем автобуса они таки чувствуют себя как за рулем гоночного болида. Так лихо мчатся они по горному серпантину, обгоняя на поворотах медлительные индейские грузовички с коровами. Протупив на вокзале лишние 15-20 минут, они так стремятся наверстать упущенное время, что постоянно усиленно жмут тапку в пол, визжа тормозами на особенно крутых поворотах и заставляя неместных пассажиров бледнеть, глядя на пропасть за окном. А заодно, чисто из спортивного интереса, обогнать автобусы конкурирующих транспортных компаний, даже если едут они в разные места.
Особенно красочно это выглядит ночью, когда автобусы и дальнобойные фуры включают иллюминацию. Нет, не просто фары, а именно иллюминацию, так как рама водительского окна, дворники, антенны, боковые зеркала и прочие кабинные запчасти обильно украшены разноцветными огоньками и гирляндами. Во тьме ночи эти сияющие видения проносятся мимо аки волшебные замки Фата Морганы на колесах.
И вот носятся эти творения рук человеческих по дорогам Эквадора, аки бешеные собаки — переливаются огнями разноцветными, громыхают музыкой, шумят пассажирами и курами, соревнуются сами с собой и даже, по моему, с самолетами, пугают иностранцев и оставляют местных полностью равнодушными…
И, да, семь верст им вообще не крюк, и полстраны за пару-тройку часов отмахать не проблема!
А мне они нравятся. Любую поездку они тебе превратят в приключение, комедию, фарс, водевиль и кабаре в одном флаконе, то есть в одном автобусе!
PS а про пофигизм говорить много нечего — ну не любят они лишний раз отрывать задницу от стула даже ради денег! Типичный пример: автобус на Манту высадил нас в Порто Вьехо (это примерно час езды до Манты), так как мы остались единственными пассажирами автобуса. А водителю ну очень лениво было рулить еще целый час ради трех гринго! и так может случиться с каждым!
PPS Поездов в Эквадоре нет вообще, как класса! Есть одна старая железная дорога, которую превратили вроде бы в экскурсионную для туристов. Но она почти никогда не работает, потому что ее все время чинят.
UPD меня тут поправили, что на самом деле поезда в Эквадоре есть, и даже есть правительственная программа по развитию ж/д транспорта, и даже есть сайт! Свидетели утверждают, что новые поезда хорошие и красивые, приходят-уходят вовремя, маршруты интересные.
Сама я пока не видела ни одного поезда, но как только увижу, расскажу!
Отличный пост! Прямо так и вижу эти автобусы с иллюминацией и всеми остальными атрибутами :)) На самом деле ситуация в Турции очень похожая (ну разве что раздолбайства чуть меньше и иллюминации нету). Поезда тож практически отсутствуют, зато огромное количество автобусов всех мастей. И на муждугородних маршрутах и внутри Стамбула. Меня, правда, пока бог миловал от поездок на автобусах, но иностранный народ рассказывает, что это те еще приключения, особенно когда автобус останавливается посреди оживленной трассы и высаживает пассажиров. И ему начхать, что народ выходит прям под колеса другого транспорта. А водителям транпорта начхать, кто там выходить из автобуса :). Еще есть «водные» автобусики, который курсируют через Босфор, которые, к счастью высаживают чуть аккуратнее, все-таки понимая, что выходить в воду никто не захочет.
на водяных я ездила 🙂 весьма милые!
забыла еще одну особенность упомянуть — тут так стремятся заманить пассажира в автобус, что обещают доехать куда угодно, даже если автобус туда не идет. При этом денег возьмут за весь проезд целиком. И весьма вероятно, что при таком раскладе, тебя высадят где-нить на пол-пути до конечного пункта. НО, тебя за руку отведут потом на нужный автобус и оплатят проезд! 🙂
есть ещё моцоциклы
есть конечно, только я пока на них не пробовала путешествовать — пока по вашему ЖЖ изучаю этот вид 🙂