Быстро пролетело лето в Москве и мои каникулы, которые я сама же себе и назначила, закончились.
Настало время продолжения наших записок, в частности, серии про бразильский карнавал. Прошел он давно, аж в марте, но уже пора готовиться к следующему, поэтому актуальность эта история, думаю, не потеряла.
Часть третья, парадная.
Сегодня расскажу о Параде Школ Самба.
То есть о той части карнавала, о которой подавляющее большинство ошибочно думает, что это и есть Карнавал! Занудно повторю, что это не так — карнавал в Бразилии это не только Парад, но и массовый уличный праздник, который по размаху и яркости, ничуть Параду не уступает (читайте части первую и вторую рассказов о бразильском карнавальном безумии).
На параде мы побывали два раза. Первый раз, как обычные туристы — купив билет на Самбодром и глядя на шествие с трибун.
Второй раз, как … я даже не знаю кто, так как мы всю ночь шлялись по задворкам Самбодрома под дождем с фотоаппаратами.
Итогом этих двух дней, вернее ночей, стало оглушительное разрушение ряда стереотипов, существовавших, как выяснилось, в моей голове на предмет бразильского карнавала.
Сюрпризы начались еще на этапе подготовки к походу на Парад.
Школы Самба это вовсе не школы в прямом понимании этого слова — танцевать там не учат. На самом деле это скорее гильдии — общественные организации, исторически и территориально привязанные к определенному району в Рио.
Основную часть года они готовятся к карнавалу — тема, образы, костюмы, платформы, шитье, строительство и репетиции…
В свободное от подготовки время, судя по всему очень недолгое, Школы Самба занимаются общественной жизнью своего района, благотворительностью, сбором средств на разные необходимые нужды и тому подобными вещами.
Приз за победу в карнавальном параде — прямо мечта Миледи из «Трех мушкетеров» — деньги и титул!
Титул, правда не передается по наследству, а присваивается всего на год, до следующего парада, когда он переходит к новому чемпиону.
Солидный денежный приз уходит на нужды района и … следующего шествия.
Теперь о самбодроме.
Представьте себе взлетную полосу с огромными трибунами по бокам — получившаяся конструкция и будет самбодромом, местом, где собственно и проходит парад Школ.
Следующий сюрприз — парад длится не один день, а пять. Вернее пять ночей. Начинается парад часов в 9 вечера, а заканчивается уже под утро (дальше будет понятно почему так долго).
Первые две ночи в нем участвуют школы-дебютанты, которые соревнуются за право попасть в высшую лигу. Вторая и третья ночи — маститые Школы, бывшие чемпионами не раз и не два. Последняя, пятая ночь — парад чемпионов. В нем участвуют шесть школ, набравших наибольшее количество баллов.
Шествие отдельной Школы представляет из себя колонну, состоящую из 3х и более тысяч человек, разделенную на платформы, блоки и крылья. Проход одной Школы по Самбодрому может занимать до полутора часов!
На фото ниже видно примерно половину длины самбодрома и все это пространство занимает наверное одна пятая часть колонны всего одной Школы!
Удивление номер три. Шествие Школы это не просто зажигательный проход по самбодрому в танце и перьях.
Существует четкий регламент из каких частей должна состоять такая колонна, какие персонажи должны быть представлены, кто что должен петь, как и куда двигаться — все закреплено правилами и оценивается судьями. Оценки ставятся за каждую мельчайшую деталь — за раскрытие темы, исполнение песни-гимна, за выступления ключевых персонажей, за костюмы, за мастерство ударной секции, за гармоничность и слаженность движения колонны… «шаг вправо, шаг влево» карается расстрелом снятием баллов, и мне страшно представить, что делают с провинившимся после!
Мало просто выбрать оригинальную тему, ее еще нужно постараться как можно более ярко и оригинально отразить в своем представлении. В костюмах, в песне, в выступлении каждого персонажа, тематического блока и крыла колонны… Для создания гимна приглашаются именитые композиторы и сочинители. Для создания костюмов привлекаются известные дизайнеры и художники. В общем, подход более чем серьезный.
Темы могут быть абсолютно любыми — история, мифология, природа, детство, спорт… Например, в этом году победила Школа, которая в качестве темы своего выступления взяла Формулу-1 — они даже настоящий гоночный болид притащили на свое выступление.
Увы! Эта Школа-победительница была именно в ту ночь, когда на параде были мы, но силы наши кончились гораздо раньше — эта школа выступала пятой, а мы срубились и покинули самбодром в 3 часа ночи, посмотрев всего 3 с половиной школы.
Пожалуй, мое самое большое удивление — наглядная иллюстрация размаха и изобретательности полета человеческой мысли!
Я и представить себе не могла, насколько безгранична может быть фантазия и сколько невероятных форм может принимать одна единственная тема. Колонны Школ бывали наполнены столь неожиданными образами, фигурами и воплощениями выбранной темы, что яркие и разноцветные костюмы из перьев смотрелись даже как-то банально и скучно.
Костюм кубика-рубика? Пожалуйста!
Компьютерная игра? Не вопрос!
Футбол. Казалось бы до нельзя банальная тема для бразилии.
Но нет, и тут умудрились удивить, выкатив платформу с вертикальным (!!!) футбольным полем, на котором бочком висели футболисты и, натурально, раздавали пасы мячом.
Из людей в костюмах создавали джунгли и моря. В виде платформ по Самбодрому проезжали диковинные животные, летающие тарелки, горы, замки, дома, корабли и огромные сундуки с сокровищами, кареты и роботы.
Блоками проходили не только традиционные персонажи, но и игрушечные солдатики, наборы цветных карандашей, люди, наряженные футбольным полем, морскими водорослями и черт знает кем еще.
Так что думать, что парад состоит только из полуголых красоток с огромными конструкциями из перьев и страз, было бы огромной ошибкой, хотя и они там присутствовали во множестве.
Кстати, кроме них, там было и изрядное количество полуголых мужчин все в тех же перьях, стразах и набедренных повязках — очередной сломанный стереотип.
Мое отдельное восхищение, как бывшего менеджера, заслужили организаторы парада — столько всего нужно создать, учесть, спланировать и организовать таким образом, чтобы огромная колонна из 3 тысяч человек представляла собой единый и цельный образ, действующий слаженно, гармонично и четко.
Во время самого парада, рядом с каждым блоком обычно идут «менеджеры», которые управляют действиями участников — когда идти, когда остановиться, когда перкуссионному блоку начинать свою партию ударных, когда переходить к кульминационной части музыкальной темы, а когда снизить темп и накал исполнения. Иногда, на асфальтовой полосе Самбодрома образовывалась настоящая мешанина из людей в «штатском» и участниками в костюмах.
А местами, к ним добавлялись и фотографы.
Как человек, увлеченный фотографией, я с интересом наблюдала за действиями этих персонажей. Большинство времени они просто сидели на полу по бокам от основного променада. Лишь иногда их выпускали на поле — сразу всех, по команде. И тогда они начинали походить на многоногое существо, ощеренное длиннофокусными глазами-объективами.
Это фотографическое существо вклинивалось в процессию, быстро перебирая ножками, перемещалось по выделенному пятачку пространства между какой-нибудь очередной платформой, костюмированным блоком и танцующей примадонной в перьях, и, по команде, убиралось с дороги, за периметр, уже там рассыпаясь обратно на отдельных фотографов. Там они утыкались в экраны своих фотоаппаратов, просматривая отснятое и обращая довольно мало внимания на проходящее мимо шествие. И так, до следующей команды, разрешающей им выход на авансцену.
Наблюдая с трибуны этот парад, в котором удивительным образом сочеталось не сочетаемое — буйство фантазии и воображения, мастерство, филигранная организация и четкий порядок — мне было адски интересно увидеть и изнаночную его сторону, посмотреть, как придумывают тему, как создают костюмы, выстраивают само шествие и готовятся к выступлению. Но так как все, кроме последнего пункта, доступно лишь членам организации Школы, в нашем распоряжении была только возможность заглянуть за кулисы Самбодрома — посмотреть как готовятся участники парада к своему выступлению.
Поэтому мы отправились смотреть парад еще раз. Но об этом будет моя следующая и последняя карнавальная история.
PS А кому не хватило перьев, блесток, полуголых красавиц и фотографий, милости просим в наш Фейсбук и ВКонтакт, там всего больше.
Ну наконец-то, дождалась! Лева увидел на моем экране первое фото этого поста, и сразу поднапрегся — с каких это пор я гонками заинтересовалась? В общем, по его словам, самбодром похож на стартовую решетку Формулы-1.
По поводу всего остального — грандиозно, но тетки в перьях все равно самые забубенные. Хоть тресни, а бразильскйй карнавал по-прежнему ассоциируется у меня именно с ними.
Галь, пост посвящается тебе, как моей виртуальной совести 🙂
Тетки в перьях, и правда, отличные! И без них никуда, особенно на карнавале.
Меня просто поразило количество и многообразие других, совершенно разных персонажей.
Ой-ой, как это я твой комментарий пропустила..! Нет-нет, так не пойдет. Если пост посвящается мне, тогда вон там вверху давай пиши «Посвящаю сие произведение, вырожденное долгими мучительными ночами в течение около полугода, своему сердечному виртуальному другу, который всеми возможными, а также невозможными уговорами способствовал появлению его на белый свет»
Все так и было! Подтверждаю! Невероятные уговоры и увещевания, за что тебе просто нечеловеческое спасибо!
А где «там в верху»? Могу приписать прямо к заголовку 🙂
Для меня этот пост одно сплошное открытие! И про перья, и про масштабность! Я и не знала, что все это ночью проводится! Кстати, почему — чтоб не жарко и движению не мешать?
Туда на трибуны, наверно, стоит засесть с рюкзаком, полным еды и напитков (лучше спиртных) — тогда можно просидеть всю ночь, а иначе я даже не представляю…
Думаю да, из-за жары и необходимости перекрывать улицы на подъезде и на выходе с самбодрома. На нем самом движения транспорта нет, но колонны Школ выстраиваются в огромную очередь перед входом, занимая прилегающие улицы.
Еду и напитки можно с собой не волочь — там все это в обилии продается на самом самбодроме. Под трибунами ларьки с пивом и едой (от чипсов до гамбургеров) и по трибунам ходят специальные люди, продают. Так что с голоду помереть сложно 🙂
Но вот, если хочется чего-то покрепче пива, то лучше, конечно, с собой — правда я не видела, чтоб кто-то что-то разливал на трибунах. Народ на собственном кураже всю ночь пляшет 🙂
А как местные жители относятся к карнавальному безумию? Если не довольные и те кто обходят самбодром стороной? Многие бразильцы наверное выходные берут чтобы попасть на это мероприятие?
Очень по разному! Кто-то любит и с удовольствием участвует. Кто-то старается уехать из Рио на это время. Есть люди, которые каждый год смотрят шествия на самбодроме. А есть, которые только на улицах и блокос отплясывают.
Равнодушных точно нет 🙂
4 дня карнавала в Рио нерабочие дни. Так что можно гулять по полной!
Наверное, окунувшись в такую атмосферу — будешь обеспечен зарядом энергии и хорошего настроения на долгое время:)
Во время карнавала по Рио такие токи бегают, что никакого допинга не надо 🙂 Мне после первого карнавала хотелось лечь и поспать три дня 🙂